Проекты/Форумы:


Форум водяного общества

Независимый форум о путешествиях в Чехию

Карловы Вары: Впечатления

Карловы Вары - город, в котором каждый день праздник

Карловарский кинофестиваль. И вафли вместо попкорна.

Карловы Вары - символ объединенной Европы

Десять дней в Праге (2001 год)

Чехия. Новый 2002 год. Прага - Карловы Вары - Шпидлеров Млын

Особенности национального Нового года в Праге

О Чехии (Чехия, август 2000)

История Карловых Вар (Карлсбада)

Прогулка курортным центром (путеводитель по Карловым Варам)

Карловы Вары - всемирная здравница

История Карловых Вар

Карловы Вары - город известных посетителей

Ахен-Карлсбад (Александр I в Карлсбаде)

Информация о Карловых Варах

Как выбрать санаторий или спа-отель в Карловых Варах

Карловы Вары - санатории и отели (описания)

Карта всех отелей Карловых Вар

Карловы Вары: направления санаторного лечения, перечень лечебных процедур, противопоказания

Полезная информация (Карловы Вары)

Экскурсии по окрестностям Карловых Вар

Курортный словарь (методы лечения и прочее)

Далее>>

Статьи о Карловых Варах

Карловы Вары - умеете ли вы красиво лечиться…?

Санаторные курорты в Чешской Республике

На водах (Карловы Вары)

Карлсбад приглашает на лечение и отдых

Не поpа ли в Каpловы Ваpы?

Бехеровка

Легенды Чехии | Как возникли Карловы Вары

Далее>>

Рейтинги и каталоги

Rambler's Top100

Яндекс цитирования

  Отзывы туристов

История Чехии

Мода в средневековой Чехии

История моды в значительной мере является историей человечества. Каждая страна, каждый народ в отдельные периоды своего развития налагает отпечаток на одежду людей. Сегодня мы расскажем о том, каким законам подчинялась мода в Чехии давно прошедших времен.

Как выглядело кустарное производство в Чехии романского периода, до возникновения цехового производства, свидетельствуют некоторые исторические памятники. Предполагают, что в Праге и других местах были большие ремесленные мастерские (гинецеум), где женщины ткали, пряли и шили одежды. Хроники свидетельствуют, что в Пражском Граде было около 30 портних. В мужских мастерских, скорее всего, трудились портные мужчины. Все ремесленники были крепостные. Из других источников мы узнаем, что такие мастерские были при отдельных крепостях в разных жупах (жупа –единица административного деления) Чехии, и что готовая продукция отвозилась в Прагу. Согласно источникам 12-го века, на пражских рынках сшитой одеждой торговали оптом (пачки брюк содержали, например, и по 40 штук).

Если в романскую эпоху мужская одежда принципиально отличалась от женской, то рыцарская культура, пришедшая из Италии и Франции, явилась выражением новых эстетических идеалов, что повлияло на женскую и мужскую моду.

В 12-ом веке романское платье, напоминающее скорее монашеское облачение, постепенно сменяется одеждой, тесно прилегающей к фигуре. Грубая, некроенная по частям одежда предшествующей эпохи сменяется платьем, сделанным по всем законам портновского мастерства. Мужским идеалом был уже не храбрый боец, одетый в грубые военные штаны и шкуры. Его место занимает утонченный молодой человек с длинными завитыми волосами и одетый подобно женщине. Цветовые комбинации имели свое глубокое символическое значение. «Служивший» избранной даме носил ее любимый цвет. Свидетельства такой «службы» сохранились и в чешской литературе, например, в стихотворении: «Хочу верно ей служить, чтобы быть достойным приблизиться к той, которая дает мне радость и носит платье моего цвета».

Прислуга также приспосабливалась к любимым цветам своих господ. Самым модным цветом той эпохи был желтый цвет, который считался мужским. Блюстители нравственности резко выступали против него, т. к. окраска платья в желтое была весьма накладной, а роскошь, по их мнению, развращала людей. Готическая мода с ее прилегающим платьем, характерная постановка тела прослеживается у монументальных фигур святых и королей на фасадах и порталах соборов, а также в художественных миниатюрах средневековых художников. Оформление рукавов стало более выразительным. В Чехии длинные полоски материи на рукаве, которые начинались, в основном, от локтя, назывались «пахи» («пах» по-чешски «запах»), т. к. они тянулись за человеком, как запах. К традиционной одежде принадлежал также плащ, называемый в Чехии клок. На груди он скреплялся декоративным аграфом или обычной застежкой. Замужние женщины покрывали голову дорогими покрывалами. В 14-ом веке большой популярностью пользовались чешские капюшоны (т. н. куколь), которые украшали голову как ореол, о чем упоминается в Лимбургской хронике 1389 года. Впрочем, чешская мода в период Люксембургов была известна по всей Европе. В 1382 году ее принесла с собой в Англию принцесса Анна, которая была выдана туда замуж. Большим спросом пользовались также и чешские куртки для мужчин, подбитые ватой, которые изготавливались в Праге и вывозились за границу. Юбки, которые носили и мужчины, и женщины, по-французски называемые sousquenie, в средневековой латыни известные под названием soscania, возникли, вероятно, также в Чехии. Своего расцвета чешская средневековая мода достигла при дворе Вацлава IV, когда фасон костюма, его украшения и общий крой были наиболее совершенны. Именно тогда ей даже удалось одержать верх над модой французской, вызывавшей смех своей эксцентричностью, и удержать ее в рамках гармонии и элегантности. Илюстрированные рукописи, которые создавались для библиотеки Вацлава IV и его супруги Софии, изобилуют не только веселым остроумием, намеками на увлечения короля, изображенного в официальной обстановке и в частной жизни, но и служат основой для представления о модном гардеробе того времени.

Кульминационной точки позднеготическая мода достигла при дворе бургундских герцогов. Ее изысканный вкус, помпезность и великолепие нашли свое выражение в одежде знати в виде богатой декорации и орнаменте платья. Однако бургундская мода не была оригинальной. В ней сочетались элементы чешской моды, которые проникли сюда в период Вацлава IV , и моды итальянской. Тем не менее, именно в бургундской моде наиболее ярко проявились элементы средневековья. Броские одежды той эпохи шились из парчи, сукна, дорогого бархата, которые дополнялись вышивками и мехами. Чешские церковные и светские сановники неоднократно выступали против всяких излишеств в костюмах, а также против распостранения французской и итальянской моды в Чехии. Были недовольны они и королевским двором. Проповедники обличали современную одежду как грешную, непристойную. Гуситское движение, а позже и реформация, были против помпезных церковных празднеств, которые были в Италии и других католических странах необходимой составной частью церковной жизни. Но ни церковные запреты, ни усилия ограничить роскошь не смогли ничего сделать против новой модной волны, достигшей Чехии после Гуситских войн. Начавшаяся борьба против эксцентричности в моде взяла «на прицел» шлейфы и покрывала. Не смотря на то что пражский архиепископ, современник Йиржи из Подебрад, в своем сборнике тоже высказывается против готических шлейфов, называемых современниками «хвостами», мода эта продержалась до 16-го века. Чрезмерное украшение и пестрота мужской одежды привели к тому, что в 1447 году бургомистр города Праги запретил пражским ученикам одеваться по этой моде, приказав им ходить в простом платье, а не в дорогом, как ходили горожане. После бургомистра последовали запрещения со стороны внушающей страх королевской власти. Йиржи из Подебрад запретил ношение остроносой обуви и просит своих приближенных, чтобы они запретили обувщикам ее изготовление. Все эти голоса, выражающие несогласие с крайностями готической моды, были кодифицированы в Аусбурге в решениях сейма, а в 1503 году обсуждались в пражском императорском колледже Карла IV.

Призывы блюстителей нравов, позднее воплощенные в законах, невольно прокладывали дорогу новым модным направлениям – моде Ренессанса.

Radio Prague, Vinohradska 12, 120 99 Prague, the Czech Republic, tel (+4202) 2155 2971 , fax (+4202) 2155 2971

Notice of Copyright: All rights reserved. Radio Prague grants the right to redistribute this information in electronic or in printed form, in whole or in part for non-commercial use only; distribution must include this copyright notice, the date of publication, and Radio Prague's postal or e-mail address *unless specific agreement is reached with Radio Prague* For uses of this material not covered by this notice, please contact us at cr@radio.cz

Автор: Лорета Вашкова

Источник: Radio Prague

Перейти на первую страницу сервера

Постоянный адрес документа: http://www.karlsbad.ru/history-czech/history-czech-18.html

 Версия для печати

 

Чехия: Впечатления

Впечатления от поездки в Чехию и рекомендации тем, кто хочет там отдохнуть недорого

Краткий практикум по Праге

Самостоятельное путешествие в Чехию

Чехия: особенности поведения, традиции местных жителей

Мои впечатления от поездки в Прагу

НЕПУТЕВОДИТЕЛЬ

Впечатления от поездки в Прагу. Август 2003.

Далее>>

История Чехии

Исторические города Чехословакии

ИСТОРИЯ ЧЕХИИ

Как жилось в городе, «подаренном евреям фюрером»

История попрошайничества в Чехии

«Магическая» Прага Рудольфа Второго

Либуше и Пржемысл

Гёте и Леветцов

Далее>>

Информация о Чехии

Погода в Праге

Чехия: климат, валюта, рекомендации по сохранению личных вещей

Чехия: вывоз валюты, обмен, цены, чаевые, адреса магазинов

Чехия: такси, автомобильный проезд, места парковки в Праге, аренда автомобилей

Туристические достопримечательности в Чешской Швейцарии

Чехия-сердце Европы: чешские праздники, климат, таможня

Чешские пословицы и поговорки

Далее>>

Статьи о Чехии

Какие сувениры везти из Чехии

Русо туристо – облико (не всегда) морале

Сколько стоит гостеприимство?

Эти несчастные туфли...

Голубая Прага

География чешского пива

Призрак преследует чеха за прелюбодеяния

Далее>>

туры в Чехию со скидками
реклама / контакты
© 2001-2002 KARLSBAD.RU - Лечение и отдых в Карловых Варах
Проект студии Импрессион.Ru © 2002